A capella — хоровое (ансамблевое) пение без инструментального сопровождения.

Divisi — временное разделение хоровой партии на два, три и более голосов.

Lamento (от итал. — жалоба) — обозначение музыки скорбного, печального характера. Пример: плач Ариадны из оперы «Ариадна» К. Монтеверди, плач Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Г. Пёрселла. Также встречается в мадригалах и кантатах.

Альт — низкий женский или детский голос. Диапазон от фа малой октавы до фа второй октавы (выше — очень редко).

Антифон (от греч. antiphonos — противозвучание) — поочередное пение двух хоров, или хора и солиста.

Ариозо (от итал. arioso — наподобие арии) — небольшое вокальное произведение, более свободной формы чем ария. Если ария в опере является музыкальной характеристикой героя, то ариозо — его отклик на какую-либо драматическую ситуацию, обобщение содержания предшествующего речитатива, какое-то одно эмоциональное переживание.

Ария — жанр вокальной музыки. Законченный эпизод в опере, оратории, кантате, исполняемый солистом в сопровождении оркестра. Ария является музыкальной характеристикой персонажа, эмоциональным обобщением определённого этапа сценического действия. По своей художественной функции ария соответствует монологу в драме. Наряду с оперными ариями существуют концертные, предназначенные для солиста в сопровождении оркестра и представляющие собой самостоятельный концертный номер, например, концертная ария Л. Бетховена «Ah, perfido».

Ариетта (от итал. arietta — маленькая ария) — небольшая ария с песенным характером мелодии, обычно в двухчастной форме.

Агогика (от греч. agoge — увод, унесение) — в музыкальном исполнительстве одно из средств художественной выразительности, заключающееся в небольших отклонениях от основного темпа (замедление или ускорение), не фиксируемых в нотах. Агогические обозначения связаны с фразировкой, артикуляцией, а также с музыкальной динамикой. Темповые обозначения, как ad libitum (по желанию), а piacere (свободно) или capriccioso (капризно, причудливо).., помогают полнее и ярче раскрыть характер и содержание музыкального произведения. Агогические отклонения характерны для произведений композиторов-романтиков. Термин «агогика» введенв музыкознание X. Риманом в 1884 г.

Ансамбль (от фр. ensemble — вместе) — согласованность, стройность исполнения при коллективном пении или игре на музыкальных инструментах. Ансамбль основывается на постоянной координации творческих усилий исполнителей, требует умения слышать общее звучание и сочетать свою исполнительскую манеру с манерой партнеров. В зависимости от количества исполнителей различают дуэт, трио (терцет), квартет и др. По своему составу ансамбли бывают смешанные, например: голос и фортепиано, квинтет для струнного квартета и фортепиано и однородные: дуэт для двух скрипок, вокальный квартет a capella. Ансамблем называется хоровой или оркестровый коллектив. Также ансамблем называют законченный номер в опере, оратории, кантате, исполняемый группой певцов в сопровождении оркестра (например: квартет из IV д. оперы «Риголетто» Дж. Верди).

Атака (от итал. attaccare — нападать) — начало звука. Атака бывает твёрдая (при которой голосовые связки плотно смыкаются до начала выдоха), мягкая (связки смыкаются менее плотно, с началом выдоха), придыхательная (связки смыкаются неплотно, после начала выдоха). Использование определённого вида аттака зависит от текста, начинающего слово, звука, от штриха. В упражнениях большинство вокалистов используют мягкую атаку, но в педагогике применяется как твердая (например, при вялости пения), так и придыхательная (при так называемое «пересмыкании» связок, при «горловом звуке»). Термин, обозначающий, что исполнитель, закончив одну часть произведения, должен, не выключая внимания слушателей (дирижер — не опуская рук), приступить к следующей части. Таким образом, применение атаки служит для большей связности, цельности исполнения.

Баритон — средний по высоте мужской голос; диапазон ля-бемоль (соль) большой октавы до ля-бемоль первой октавы.

Бас — самый низкий мужской голос; диапазон фа большой октавы до фа первой октавы.

Бас профундо или басы-октависты — имеют очень низкий и глубокий бас. Это особая, редко встречающаяся, разновидность самого низкого баса; можно услышать в церковной музыке.

Бельканто (от итал. belcanto — прекрасное пение) — эмоционально насыщенное, красивое, певучее, звучное вокальное исполнение. Этот стиль пения cложился в Италии к середине XVII в. и господствовал до первой половины XIX в. (эпоха бельканто). Бельканто требует от певца кантилены, безукоризненной колоратуры, владения филировкой, динамическими и тембровыми нюансами, «инструментальной» ровности звучания.