Вибрато, вибрация, тремоляция (от лат. — колебание) — периодическое изменение звука по высоте, силе и тембру. Различают скорость вибрации (частоту чередования периодов в секунду) и её размах (степень крайних отклонений звука). Скорость вибрации в 6—7 периодов обогащает тембр звука, придаёт ему эмоциональность и динамичность, является непременным признаком хорошего певческого голоса.
Вокализ (от лат. vocalis — гласный) — музыкальное произведение для голоса без текста, написанное с целью выработки определённых вокально-технических навыков (аналогично этюдам у инструменталистов) или для концертного исполнения. Вокализы исполняются на отдельный гласный звук, чаще всего на округленный «а».
Голосовые связки — две парные мышцы, расположенные в гортани, покрыты эластичной соединительной тканью и слизистой оболочкой. Они могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Звучание происходит при сомкнутых голосовых складках. Строение голосовых складок даёт им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Так, например, в фальцетном регистре голосовые складки вибрируют только краями, в грудном — колеблются всей массой. Просвет между голосовыми складками называется голосовой щелью. При вдохе голосовая щель широко раскрыта, при выдохе — сужается. Размеры голосовых складок определяют тип голоса. Самые длинные и толстые — у басов (длина до 25 мм, толщина 5 мм), самые короткие и тонкие — у колоратурного сопрано (длина 14 мм, толщина 2 мм).
Глиссандо (от итал. glissando, от фр. glisser — скользить) — исполнительский прием, заключающийся в переходе с одного звука на другой посредством плавного скольжения, без выделения отдельных промежуточных ступеней. В нотной записи обозначается чертой или волнистой линией между начальным и конечным звуками.
Диапазон — звуковой объем голоса (инструмента) от самого нижнего до самого верхнего звука.
Диссонанс (от лат. dissonus — разноголосый, нестройный) — неблагозвучное, напряженное одновременное звучание различных тонов (от двух и более звуков). Диссонанс противоположен консонансу, звучит более напряженно и вызывает ожидание разрешения (перехода в консонанс). К диссонансам относятся большие и малые секунды и септимы, тритон и другие увеличенные и уменьшенные интервалы, а также аккорды, включающие в себя эти интервалы.
Дискант — самый высокий певческий голос мальчиков. По аналогии с голосом название распространилось на музыкальных инструментов: дискант-валторна, дискант как название тромбона-сопрано и проч.
Дуэт (от итал. duetto, от лат. duo — два) — ансамбль из двух исполнителей.
Звуковедение — в вокальном искусстве термин применяется для обозначения различных видов ведения голоса, например: кантилена, портаменто, маркато и т. п. Вместе с голосообразованием звуковедение входит в понятие вокальной техники.
Интонирование — осознанное воспроизведение музыкального звука голосом или на инструменте.
Камерное пение (от лат. camera — комната) — концертное исполнение вокальной музыки.
Кантилена (от лат. cantilena — пение) — певучее, связное исполнение мелодии. Основной вид звуковедения в пении, построенный на legato.
Канцонетта (от итал. canzonetta — песенка) — небольшая многоголосная песня танцевального характера, распространённая в Италии в конце XVI — начале XVII вв.
Колоратуро (от итал. coloratura — украшение) — способность голоса к движению, использование быстрых виртуозных пассажей (гаммы, арпеджии и т. п.) и мелизмов (группетто, морденты, форшлаги, трели), служащих для украшения сольной вокальной партии. Виртуозная подвижность любого хорового голоса (в т. ч. и баса), лёгкость звучания.
Концертмейстер (от нем. konzertmeister) —имеется несколько значений: 1.) пианист, помогающий исполнителям (певцам или инструменталистам) разучивать партии и аккомпанирующий им на концерте; 2) первый скрипач оркестра; 3) ведущий музыкант в каждой из струнных групп оркестра.
Контральто — самый низкий женский голос. Диапазон от фа малой октавы (ниже — редко и преимущественно в народных хорах) до фа второй октавы. В хоре исполняют партию вторых альтов. Иногда используется в унисон с тенорами, как исключение.
Мелодия (от греч. melodia — пение, напев, песня) — одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки. Мелодия — ряд звуков, организованных ладово, интонационно, ритмически и образующих определённую структуру.
Меццо-сопрано — средний женский голос, с глубоким, насыщенным тембром. Диапазон ля малой октавы до ля второй октавы. Различают высокое (лирическое) меццо-сопрано, по характеру звучания приближающееся к сопрано, и низкое, приближающееся к контральто.
Постановка голоса — процесс индивидуального обучения пению.
Прикрытие звука — настройка голосового аппарата (главным образом за счёт расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта), придающая певческому звуку некоторую затемнённость, округлённость, мягкость и глубину. Прикрытость звука акустически связана с присутствием в нём так называемой нижней форманты.
Певческая установка — положение, которое певец принимает перед началом пения. При положении стоя: прямое собранное положение корпуса (не распущенное, но и не «на вытяжку»); равномерная опора на обе ноги; руки свободно опущены по бокам или соединены кистями перед грудью или за спиной; грудь развернута, плечи слегка оттянуты назад; голова держится прямо, не напряженно. При положении сидя сохраняется то же положение корпуса и головы; ноги поставлены под прямым углом (нельзя поджимать их под себя или сидеть, положив нога на ногу, т. к. это мешает правильному дыханию). Правильная певческая установка важна, поскольку она помогает овладеть правильными певческими навыками.
Регистр (от лат. registrum — список, перечень) — участок диапазона певческого голоса или музыкального инструмента, характеризующийся единым тембром. В голосе различают нижний, или грудной регистр, верхний, или головной регистр (фальцет), смешанный, или микст.
Резонаторы (от лат. resono — откликаюсь) — часть голосового аппарата, придающая слабому звуку, возникающему на голосовых связках, силу, звучность, характерный тембр. Различаются резонаторы верхние (головные, расположенные над связками, — полости глотки, рта, носа и придаточные) и нижние (грудная клетка — трахеи, бронхи). Кроме того, они делятся на подвижные (способные изменять свою форму и объём, поддающиеся управлению — полости глотки и рта) и неподвижные (на функционирование которых можно влиять лишь опосредствованно).
Сопрано — самый высокий женский. Диапазон от до первой октавы до до третьей октавы. Сопрано бывает драматическое (характерное полнотой и силой звучания), лирическое (более мягкое) и колоратурное (отличается подвижностью, способностью к высоким нотам, с ярко выраженным вибрато). Также существуют промежуточные виды: лирико-драматическое и лирико-колоратурное сопрано.
Тесситура (от итал. tessitura — ткань) — высотное положение голоса в данный момент по отношению ко всему диапазону этого голоса. В зависимости от преимущественного употребления тех или иных звуков, тесситура может быть высокая, средняя (наиболее удобная для пения, благоприятная для интонирования), низкая. Соответствие тессетуры характеру голоса является одним из условий естественности, свободы, красоты звучания и достижения наибольших средств выразительности в голосе.
Тенор — высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы до до второй октавы. Нотируется в басовом и теноровом ключах, в скрипичном ключе октавой выше действительного звучания. Тенор бывает лирический (tenore di grazia) и драматический (tenore di forza), а также средний между ними — меццо-характерный — и редкий тенор-альтино (с развитым верхним регистром — выше до второй октавы). В хоре Тенора лирические и альтино составляют первую партию, остальные — вторую. Вследствие частого применения в хоре (особенно в мужских) высокой тесситуры важно умение теноров пользоваться фальцетом и микстом.
Тембр — окраска звука; зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Тембр голоса в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться.
Фальцет (фистула) — один из верхних регистров мужского певческого голоса, в котором используется лишь головной резонатор, изолированно от грудного. Голосовые связки смыкаются неплотно и колеблются краями, в результате чего фальцет звучит слабо, бесцветно. В сольном пении фальцет употребляется изредка как своеобразная краска. В хоровом пении фальцет применяется при разучивании высоких нот, на PP. Некоторые тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются «озвученным» фальцетом, приближающимся к миксту: такие голоса для хора очень полезны. Умение пользоваться фальцетом для певцов (ради «экономии голоса») и для дирижёра обязательно.
Филировка, филирование (от фр. filer un son — тянуть звук) — умение плавно изменять динамику тянущегося звука от forte к piano и наоборот; эффектный прием, который широко применяется в вокальной литературе, чаще в оперных партиях старинных и классических опер. Хорошо выполненная филировка предполагает владение процессом певческого выдоха, позволяющего плавно усиливать (или ослаблять) посыл дыхания так, чтобы качество звука и его высота оставались неизменными. Наличие навыка филировки — показатель правильности и естественности звукообразования. Изучение данного элемента техники ведётся, как правило, от forte к piano.
Форманта (от лат. formans — образующий) — в акустике призвуки определённой частоты, придающие звучанию голоса и инструмента характерный для них тембр (а также звукам речи, благодаря чему они распознаются). Возникают, главным образом, в результате того или иного функционирования верхних резонаторов. Певческому голосу свойственны две характерные форманты: высокая (ок. 3000 герц), придающая ему звучность, полётность, и низкая (ок. 500 герц), сообщающая голосу глубину, прикрытость. Существует прибор — спектрограф, наглядно показывающий наличие форманты у поющего.
Свежие комментарии