КОМЕДИЯ. Слово «комедия» состоит из двух частей: komos («веселое шествие»), и ode («песня»). В Греции так называли жанр драматических постановок, соревнования между кото­рыми происходили в Афинах на ежегодных праздниках в честь Диониса. В их участвовали от трех до пяти комедиографов, каждый из которых представлял по одной пьесе. Самыми известными комическими поэтами Афин стали Аристофан, Кратин и Евполид.

Афины. Stoà of Attalus Museum. Театральная маска. Photo ©Giovanni_Dall’Orto

МАСКА. Накладки с вырезами для глаз, скрывающие лица актёров, служившие наиболее удобным способом передавать характер ролей.

По изображениям на вазах можно предположить, что на комедийных масках изображались человеческие лица, искаженные ради комического эффекта; в хорах комедий Аристофана «Осы», «Птицы» и «Лягушки» могли быть задействованы маски животных. Меняя маски, актер мог в одной и той же пьесе выходить на сцену в разных ролях. Актерами были только мужчины, но маски позволяли им играть женские роли.

САТИРОВА ДРАМА. Драматический жанр, в котором хор состоит из сатиров, мифологических персонажей из свиты Диониса.

ТРАГЕДИЯ. Слово «трагедия» состоит из двух частей: «козел» (tragos) и «песнь» (ode). Драматургическое произведение, в котором изображается непримиримый конфликт личности с противостоящими ей силами, неизбежно ведущий к гибели героя.

ОРХЕСТРА. Часть театра круглой формы с двумя входами, предназначенная для выступления драматических и лирических хоров. В афинском театре ее диаметр был 24 метра.

СКЕНА. Место для переодевания актеров.

КОТУРНЫ. Обувь с высокими подошвами, напоминающими ходули. С помощью такой обуви актеры становились выше, более внушительными и похожими на мифических существ.

ЭСТРАДА. Возвышенность над орхестрой, где в поздней античности стали играть актеры.

ЭККИЛЕМА. Передвижная платформа из дерева, позволяющая трансформировать место действия и перемещать актеров по сцене.

ПРОСКЕНИЙ. Колоннада перед скеной.

Амфитеатр Герода Аттика