АКТЁРЫ

ГИСТРИОНЫ. Бродячие актёры, которые могли быть одновременно и танцорами, и певцами, и рассказчиками, и дрессировщиками животных, гимнастами и фокусниками, играть на самых разнообразных инструментах.

ЖОНГЛЁР (фр. jongleur, от лат. joculator — шутник, забавник). Странствующий комедиант и музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции.

ВАГАНТЫ (лат. vagantes < vagari — странствовать, бродить). Средневековая (XI–XIV вв.) западноевропейская объединение «бродячих людей», способных к сочинительству и к исполнению песен или, реже, прозаических произведений.

ТРУБАДУРЫ, ТРУВЕРЫ, МЕНЕСТРЕЛИ. Средневековые поэты-музыканты (инструменталисты и певцы).

ЖАНРЫ

ФАРС (фр. Farce). Комедия лёгкого содержания с внешними комическими приёмами.

МИСТЕРИЯ (от лат. ministerium «церемония»). Жанр европейского средневекового театра, основанный на религиозных сюжетах. Как правило, сюжет средневековой мистерии брался из Библии или Евангелия и разыгрывался в виде живых картин, сопровождавшихся пением.

МИРАКЛЬ (фр. miracle, от лат. miraculum – чудо). Средневековые мистерии, сюжетом которых было чудо или житие святого, или чудо Богородицы.

ЛИТУРГИЧЕСКАЯ ДРАМА (фр. Le drame liturgique). Род средневекового театра, появившегося во Франции около X века и представлявшего собой вставленные в праздничные церковные службы (литургии) инсценировки эпизодов из Священного писания, а также парафразы библейских сюжетов.

МАСКА. Форма праздничного развлечения, которые были распространены в Европе XVI и начала XVII веков.

ПЬЕСА О МОРАЛИ. Жанр из средневековья, театральное развлечение.

«ИГРА О РОБЕНЕ И МАРИОН» (фр. Jeu de Robin et Marion) — пьеса Адама де ла Аля, возможно, первая нерелигиозная пьеса европейского театра. Сохранились и текст, и музыка пьесы. «Игра» была написана около 1285 года в Неаполе.

СОТИ (фр. sotie – глупость). Жанр, в котором участвуют не бытовые персонажи, а шуты и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак – солдат, дурак – обманщик, дурак – взяточник. Расцвет соти – XV–XVI вв.

МОРАЛИТЕ. Жанр средневекового театра, в котором действуют аллегорические герои, каждый из которых олицетворяет человеческие пороки и добродетели, силы природы и церковные догмы.