Из лекции Олеси Вартановой
Театр, как искусство синтетическое, вбирает в себя все художественные концептуальные и эстетические открытия в области живописи, литературы, музыки, а также политики и философии. Главным ключом к феномену этой многогранной эпохи стало изменение роли человека во Вселенной, возрождение античного гуманизма. Театр подхватывает эту традицию, фигура актера становится центральной, отныне он главный носитель общечеловеческих ценностей на сценических подмостках.
Театр эпохи Возрождения – одно из самых ярких и значительных явлений в истории всей мировой культуры. Его родиной была Италия XV века, где ученые-гуманисты, следуя примеру Петрарки и Боккаччо, занялись изучением древних авторов, в том числе великих греческих трагиков, комедий Аристофана, Теренция, Плавта. Со временем чисто исследовательский подход к античной драматургии дополнился практическим: античные герои снова выходят на театральные подмостки в постановках, осуществляемых учеными.
С изобретением линейной перспективы принципиально меняются театральное зодчество, сценография, постановочная техника, декоративная изобретательность. Невероятное развивается театральная машинерия, спектакль превращается в феерическое зрелище. Ренессансный театр Италии надолго станет основной моделью для общеевропейской театральной традиции
К концу XV столетия уроки античного театра дают первые творческие результаты, «ученую комедию» и «ученую трагедию». Написанные по примеру античных пьес, новые драмы на темы современной жизни постепенно все более смело отходили от древних образцов. Крупнейшими творцами новых драм, в первую очередь комедий, были Лодовико Ариосто, Никколо Макиавелли (его комедия «Мандрагора» явилась лучшей пьесой своего времени), Пьетро Аретино, Джордано Бруно.
Опыт «ученой» драмы, помноженный на богатую традицию площадного народного театра, в середине XVI века привел к возникновению итальянской комедии дель арте или комедии масок. Эти увлекательные веселые представления с песнями, плясками, комическими трюками, разыгрываемые бродячими актерскими труппами, стали высшим достижением итальянского театра эпохи Возрождения.
В основе комедии масок лежала импровизация: написанного текста в ней не было, имелся лишь сценарий с краткой сюжетной схемой. Актер сам, по ходу действия, импровизировал реплики от имени своего героя. Он делался творцом собственного образа.
Каждый персонаж – это конкретный социальный тип, заостренный до шаржа, с неизменными чертами характера и внешним обликом, то есть образ-маска. В комедии дель арте были маски слуг (веселый, разбитной Бригелла, добродушный глуповатый Арлекин и острая на язычок Сервета); маски господ (главный объект сатиры: жадный и спесивый венецианский купец Панталоне, трусливый и хвастливый Капитан, лжеученый из Болоньи – Доктор); и наконец, пара молодых влюбленных. Старики, как водится, мешали их соединению, но молодежи с помощью бойких слуг неизменно удавалось оставить их „в дураках”. Таким образом, исходя из ренессансной традиции, комедия дель арте избрала главным своим конфликтом столкновение между старым укладом жизни и здоровыми молодыми силами.
Каждый персонаж комедии масок говорил на диалекте своего города: Панталоне – на венецианском, Доктор – на болонском и т.д. Каждой маске соответствовал определенный театральный костюм. Например, блуза Арлекина пестрела заплатками, говорящими об его бедности, Капитан щеголял в полувоенном костюме испанского покроя с обязательной шпагой, которая всякий раз застревала в ножнах.
Новое театральное искусство почти мгновенно приобрело огромную популярность: за одно десятилетие 60-х годов XVI века театральные представления, бывшие до этого диковинкой, которую можно было увидеть лишь на редких придворных празднествах или в ученых собраниях, стали самым излюбленным народным зрелищем. Комедия масок явилась выразительницей массового народного мировоззрения, жизнерадостного свободомыслия широких слоев итальянского общества.
Свежие комментарии