Из лекции Олеси Вартановой

Средневековый театр зародился в глубинных пластах народной куль­туры. Его истоки связаны с древними обрядовыми играми, с фольклором, с творчеством странствующих актеров, в представлениях которых жил веселый дух ярмарки, вольной шутки. Гистрионы и жонглеры разыгрыва­ли потешные «дурацкие» действа (соти), высмеивая всё и вся.

Популярность этих зрелищ, создаваемых самим народом, была столь велика, что духовенство решило использовать театральные формы в церковной службе. Уже в IX веке вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из Библии. Из этой практики рождается литургичес­кая драма –музыкально-театрализованное представление, являю­щееся частью литургии. Литургическая драма представляла собой инсце­нировку евангельского текста. Например, в рождественской литургичес­кой драме посредине храма ставили крест, который заворачивали в чер­ную материю, что символизировало погребение тела Господнего. Затем выставлялась икона девы Марии с младенцем; к ней подходили священни­ки, изображающие евангельских пастухов, идущих к новорожденному Иису­су. Со временем из этих скромных драматических опытов выросли крупные литургические драмы. Действующими лицами здесь были Иисус, дева Мария, ангелы, апостолы.

Персонажи порой переходили от латыни на диалектную речь. Появились бытовые детали, костюмы. Драма приблизилась к жизни и нередко отвлекала прихожан от службы, поэтому церковные власти вы­вели ее из храма на паперть (середина XII века – «полулитургическая дра­ма»). В представлениях наряду со священниками стали участвовать миря­не, в том числе жонглеры, которым охотно поручались роли чертей.

Миракль

В эпоху позднего Средневековья появились миракли, религи­озно-назидательные представления, где все конфликты разрешались бла­годаря чудесному вмешательству божественных сил – святых, девы Марии и других (само слово миракль означает «чудо»).

Вершиной средневекового театра стала мистерия. Это массовое самодеятельное искусство, обращенное к широкой аудитории, в котором участвовали сотни людей. Исполнение мистерий приурочивалось к ярмар­ке, празднику, торжественному случаю. Оно открывалось красочным шест­вием горожан всех возрастов и сословий, и продолжалось несколько дней. На деревянном помосте сооружались беседки, в каждой из которых проис­ходили свои события. Мистериальную драматургию составляли инсцениров­ки библейских сюжетов, которые прослаивались интермедиями с участием ярмарочных героев. Текст таких вставок обычно импровизировался.

Мистерия

Популярны были и нравоучительные моралите, где в качест­ве персонажей выступали аллегорические фигуры: Скупость с денежным мешком, Себялюбие, постоянно смотревшееся в зеркало и прочие. Конфликт в моралите выражался не через действие, а через спор героев. Создание театральных пьес светского содержания связано с именем французского поэта и композитора Адама де ла Аля (наиболее значительна среди них «Игра о Робене и Марион», где было много музыки).