Из лекции Олеси Вартановой
Средневековый театр зародился в глубинных пластах народной культуры. Его истоки связаны с древними обрядовыми играми, с фольклором, с творчеством странствующих актеров, в представлениях которых жил веселый дух ярмарки, вольной шутки. Гистрионы и жонглеры разыгрывали потешные «дурацкие» действа (соти), высмеивая всё и вся.
Популярность этих зрелищ, создаваемых самим народом, была столь велика, что духовенство решило использовать театральные формы в церковной службе. Уже в IX веке вырабатывается ритуал чтения в лицах эпизодов из Библии. Из этой практики рождается литургическая драма –музыкально-театрализованное представление, являющееся частью литургии. Литургическая драма представляла собой инсценировку евангельского текста. Например, в рождественской литургической драме посредине храма ставили крест, который заворачивали в черную материю, что символизировало погребение тела Господнего. Затем выставлялась икона девы Марии с младенцем; к ней подходили священники, изображающие евангельских пастухов, идущих к новорожденному Иисусу. Со временем из этих скромных драматических опытов выросли крупные литургические драмы. Действующими лицами здесь были Иисус, дева Мария, ангелы, апостолы.
Персонажи порой переходили от латыни на диалектную речь. Появились бытовые детали, костюмы. Драма приблизилась к жизни и нередко отвлекала прихожан от службы, поэтому церковные власти вывели ее из храма на паперть (середина XII века – «полулитургическая драма»). В представлениях наряду со священниками стали участвовать миряне, в том числе жонглеры, которым охотно поручались роли чертей.
В эпоху позднего Средневековья появились миракли, религиозно-назидательные представления, где все конфликты разрешались благодаря чудесному вмешательству божественных сил – святых, девы Марии и других (само слово миракль означает «чудо»).
Вершиной средневекового театра стала мистерия. Это массовое самодеятельное искусство, обращенное к широкой аудитории, в котором участвовали сотни людей. Исполнение мистерий приурочивалось к ярмарке, празднику, торжественному случаю. Оно открывалось красочным шествием горожан всех возрастов и сословий, и продолжалось несколько дней. На деревянном помосте сооружались беседки, в каждой из которых происходили свои события. Мистериальную драматургию составляли инсценировки библейских сюжетов, которые прослаивались интермедиями с участием ярмарочных героев. Текст таких вставок обычно импровизировался.
Популярны были и нравоучительные моралите, где в качестве персонажей выступали аллегорические фигуры: Скупость с денежным мешком, Себялюбие, постоянно смотревшееся в зеркало и прочие. Конфликт в моралите выражался не через действие, а через спор героев. Создание театральных пьес светского содержания связано с именем французского поэта и композитора Адама де ла Аля (наиболее значительна среди них «Игра о Робене и Марион», где было много музыки).
Свежие комментарии