Прежде чем говорить о том, кто играл в Древнегреческом театре, стоит вспомнить, что театр для греков был делом государственным.

Как вы помните, деньги на устройство театра, постановку пьес и даже на посещение спектаклей бедными жителями, выделялись из государственной казны.

Поэты и драматурги могли занимать высокие посты. А актеры были свободными гражданами.

Главным человеком, приглашавшим поэтов, подбиравшим актеров, судей для театральных состязаний и следившим за ходом постановки был архонт (высшее должностное лицо в Афинах).

Трагедии и комедии исполнялись актерами и хором. Число основных актеров было не больше трех. Играли в театре только мужчины. Актеры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов.

Протагонист играл главную роль, остальные играли роли второго и третьего плана. Поскольку пространство театра было огромным (оно могло вмещать около 17000 человек), актеры носили котурны – специальную обувь, позволявшую им «вырастать», а зрителям видеть их практически из любой точки театра – и маски со специальным устройством, усиливающим голос. Правда, такая амуниция чаще использовалась для представления трагедий.

Государство строго следило за тем, чтобы все авторы, принимавшие участие в состязаниях, имели одинаковые условия. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях имели официальный характер; на счет государства чествовались победители.

Представления проходили под открытым небом, часто в течение всего дня. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией и тетралогией. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром и учителем, а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес.

В Риме изначально отношение к театру было как к развлечению, и государство им почти не занималось. Частные устроители возводили деревянный помост, который разбирался сразу после состязаний, они же платили вознаграждение автору. И это практически приравнивало авторов к ремесленникам. Актёрами были рабы и люди низшего сословия, ремесло их ценилось очень низко, гораздо выше их были наездники и гладиаторы. Звание актёра налагало печать бесчестия. Все расходы несли на себе те, кто инициировал сценические игры. Позже, когда появились здания театров, государство тоже стало принимать участие в устройстве состязаний. Руководство ими было возложено на преторов (городской глава), за большие государственные праздники отвечали консулы. Появилась и еще одна театральная профессия – антрепренер. Именно эти люди заключали договора с претором, магистром или частным лицом. Также заключать договора могли главный актёр и режиссёр, глава труппы актёров. Они же получали установленную плату.