Новое время стало периодом, в который происходило обновление структуры общества, политической системы, сформировалось новое понятие мира и человека. Конечно, все это отразилось в искусстве. Начала формироваться новая эстетика и художественная практика.

Новое мироощущение возникло с появлением классицизма. Он зародился во Франции как единая художественная система. Часто говорят о том, что классицизм складывался параллельно с национальным государством Франции. Классическое искусство прославляло не только монархию, но и идейную гражданственность. Главной задачей, по мнению теоретиков, была воспитательная функция искусства.

Появился новый образ героя: это был человек, который соблюдает все моральные и нравственные принципы, принятые в обществе. Такой герой появился в произведениях Корнеля, Расина и комедиях Мольера. Французскими драматургами были сформулированы первые законы художественного произведения, одним из важнейших принципов классицизма стало единство формы и содержания. Свой эстетический идеал теоретики классицизма видели в античной культуре.

Классицизм пытался утвердить нравственные истины и незыблемые художественные формы. Его представители считали, что творчество должно подчиняться определенным законам. Одним из первых теоретиков стал французский драматург Пьер Корнель (1606-1684). Он является реформатором в драматургии. Анализируя труд Аристотеля «Поэтика», он определил закон драмы, который, по его убеждению, заключался в трех единствах — места, времени и действия, т.е. все действие пьесы должно было происходить в одном месте и на протяжении одних суток.

Корнель является автором нескольких трактатов по теории драмы. Как драматург он вывел основной конфликт трагедии — столкновение чувства и долга, страсти и разума. Его герои одерживали победу, руководствуясь разумом. Автор часто использовал сюжеты римской истории, которая позволяла переносить конфликт на современную почву. Эти трагедии писались стихами. Его драмы «Сид», «Гораций», «Цинна» стали образцами классицистской драматургии.

Другой знаменитый автор Жан Расин (1639-1699) стал выразителем быта богатых парижан. Герои его пьес — представители светского общества, однако при этом он показывал человека с его слабостями и недостатками. Актеры играли в хороших костюмах, париках и дорогой экипировке. Часто в качестве правителя подразумевался Людовик XIV. Сам король поощрял «свое» появление на сцене и даже платил денежные премии драматургам за свое восхваление.

Выдающимся комедиографом того времени считается Жан Батист Мольер (Поклен) (1622-1673). Мольер с юности был влюблен в театр — он родился в обеспеченной семье, получил хорошее образование, но предпочел театр удачной карьере. Играл в труппе, кочевал с постановками по родной Франции из города в город. Такая жизнь будущего драматурга длилась около 12 лет, и лишь позже он начал писать пьесы и стал придворным драматургом. Его комедии включали в себя элементы народного театра, они яростно высмеивали социальные и бытовые проблемы. Его пьесы «Мещанин во дворянстве», «Тартюф», «Мнимый больной», «Дон Жуан» навсегда вошли в репертуар театров мира.

XVIII столетие проходит под эгидой Просвещения. Был завершен переход к современной культуре, новая атмосфера общественного сознания изменила соотношение видов и жанров творчества. Главной задачей для деятелей искусства стало перевоспитание людей. Они считали, что театр станет единственной удобной формой убеждения, однако признавался тот факт, что законы классицизма сковывают творческий поиск драматургов и ограничивают спектр сюжетов и образов героев.

Одним из первых, кто попытался реформировать драму, стал немецкий поэт и драматург Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Он не поддерживал эстетику классицизма, хотя находился под ее влиянием. В своих теоретических работах «Лаокоон», «Гамбургская драматургия» автор предлагал новую эстетику — просветительский реализм. По глубине своего вклада в теорию драмы он занимает одно из почетных мест после Аристотеля.

В это же время происходит реформация итальянского театра. Карло Гольдони (1707-1793) стал автором национальной итальянской комедии. Он писал так называемые комедии нравов. Им создано 267 произведений. Последователем и подражателем Гольдони стал Карло Гоцци (1720-1806), который впервые вывел на театральную сцену сказку. Его произведения «Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот» были наполнены идеями Нового времени. Главными темами были проблемы неравенства в обществе, критика пороков буржуазии. Гоцци обогатил комедию национальным колоритом и литературным языком.

В Англии ведущими драматургами становятся Г. Филдинг (1707-1754) и Р. Шеридан (1751 — 1831), которые работали в жанре комедии. В Англии сформировался и новый тип драмы — мещанская драма.

Во французской драматургии этого времени необходимо отметить просветителей Вольтера (1694-1778) и Дидро (1713-1784). Образы, созданные комедиографом Бомарше (1732-1799), стали нарицательными. Его самый известный герой Фигаро — представитель третьего сословия. Неприятие старых порядков нашло отражение в пьесах «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро».

Важную роль в развитии мировой драматургии сыграли такие колоссы немецкой литературы, как И. Гете (1749- 1832) и Ф. Шиллер (1759-1805). Трагедия Гете «Фауст» воплотила все терзания человека новой эпохи. Пьеса Шиллера «Разбойники» громогласно заявила о социальной несправедливости. Автор пытался воспеть идеалы нравственной свободы.

Дальнейшее развитие театра, как и всех видов искусства, будет меняться в зависимости от стилей и направлений.

Термин классицизм обычно подразумевает непосредственную связь с античным искусством. Вместе с тем, в самом слове классицизм имеет место слияние исторического термина и оценочного суждения. Под классикой понимают самые лучшие, образцовые, наиболее характерные черты любого жанра, любого этапа в истории искусства.

Классицизм как художественный стиль, ориентирующийся на античность, видел в нем идеальный образец для подражания. Он возник во Франции еще в XVII веке, то есть в то время, когда в других странах господствовало барокко. Ярче всего ранний французский классицизм проявился в архитектуре и драматургии, но также и в живописи (Пуссен), музыке (Люлли).

Подобно искусству Ренессанса классицизм пронизан верой в человеческий разум. Его философской основой стал рационализм Декарта – философия, утверждающая человеческий разум главным средством познания истины.

Художники этого направления не стремились к передаче окружающей их действительности, а создавали поэтически облагороженный мир, где царят идеалы добра, справедливости, высокой морали.

Классицизм придавал огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Он выдвинул нового героя: сильного и мужественного перед жизненными испытаниями, стойко переносящего удары судьбы, способного подчинить личные интересы интересам общества. Главное в классицизме – ориентация на разумное начало, ведь именно разум повелевает человеку исполнить свой долг, а категория долга в эстетике классицизма важнее личного счастья.

Во французской драматургии классицизм дал таких титанов, как Корнель, Расин, Мольер. Корнель и Расин создали лучшие образцы новой классической трагедии, а Мольер – комедии.