Сегодня 85-летие отмечает любимый актёр многих поколений – Леонид Куравлёв.

На счету этого удивительного характерного актера почти 200 кинофильмов, среди которых исторические, комедийные, кинокартины по классике, детективы и другие.

Семья Куравлёва никогда не была связана с театром. Его отец, Вячеслав Куравлёв,  был слесарем авиазавода «Салют», мать, Валентина, — парикмахером.

В школе он учился плохо, особенно трудно шли точные науки. На выбор профессии отчасти повлиял шутлив- поступить во ВГИК, потому что там математика и физика точно не нужны.

Однако первая попытка не увенчалась успехом, и он поступил на работу в московскую артель «Оптик». Через два года, в 1955, ему всё-таки удалось поступить на актёрское отделение ВГИКа, на курс Бориса Бибикова. Его однокурсниками были Светлана Дружинина и Софико Чиаурели.

В кино он дебютировал еще будучи студентом – он сыграл в фильме Андрея Тарковского и Александра Гордона «Сегодня увольнения не будет…» В это же время он снимался в дипломной картине Василия Шукшина «Из Лебяжьего сообщают» и фидьме Михаила Швейцера «Мичман Панин».

За свою карьеру Куравлёв работал с Леонидом Гайдаем, Александром Миттой, Станиславом Говорухиным, Владимиром Меньшовым. Он мог сниматься параллельно в нескольких проектах.

На протяжении тридцати лет, с момента окончания ВГИКа в 1960-м до 1992 состоял в труппе Театра-студии киноактёра.

Пробовал он себя и в качестве телеведущего – в конце 1990-х вёл на РТР программу «Мир книг с Леонидом Куравлёвым».

Сегодня вспоминаем самые яркие роли актёра.

Хома Брут — «Вий» (1967), режиссёры Константин Ершов, Георгий Кропачёв

Фильм, снятый по повести Николая Гоголя, один из первых фильмов ужасов советского кинематографа.

Молодой бурсак Хома убивает ведьму, которая после смерти превращается в прекрасную девушку. Спустя какое-то время богатый пан приглашает его отчитать над умершей дочерью Псалтырь. Отмаливать душу Хома должен три ночи, после чего панночку должны похоронить.

Шура Балаганов — «Золотой телёнок» (1968), режиссёр Михаил Швейцер

Одна из знаменитых экранизаций романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

История приключений «детей лейтенанта Шмидта» — Остапа Бендера, Шуры Балаганова и Паниковского – в поисках денег на исполнение мечты.

Жорж Милославский — «Иван Васильевич меняет профессию» (1973), режиссёр Леонид Гайдай

Вольная фантазия Леонида Гайдая по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич».

Обаятельный и артистичный Жорж Милославский и глуповатый управдом Иван Васильевич Бунша (похожий на Грозного) благодаря машине времени оказываются в Москве 16 века. А Иван Грозный попадает в столицу 1970-х.

Афоня – «Афоня» (1975), режиссёр Георгий Данелия

История о добром, но непутёвом сантехнике Афанасии Борщове. Главный герой ведет себя иногда не очень добропорядочно, обманывая клиентов или вымогая взятки. Тем не менее персонаж Куравлева не так прост. Он тоже в поисках простого человеческого счастья, мечтает об идиллической семье, жизни в деревне, а когда понимает, что, возможно, упустил свое счастье по собственной глупости, впадает в депрессию и у него опускаются руки. 

Лепорелло – «Маленькие трагедии» (1979), режиссёр Михаил Швейцер

Экранизация цикла пушкинских пьес к 180-летию автора. Связующим сюжетом фильма служит вольно интерпретированная неоконченная повесть Пушкина «Египетские ночи». Собственно «Маленькие трагедии» предстают как спонтанное творчество Импровизатора на темы, заданные публикой из «Египетских ночей».

Инспектор Грандэн – «Ищите женщину» (1982), режиссёр Алла Сурикова

Детективная комедия по мотивам французской адаптации пьесы «Миссис Пайпер ведёт следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла, сделанной Робером Тома и названной им «Попугаиха и цыплёнок».

Телефонистка нотариальной конторы мэтра Роше мадемуазель Алиса Постик расследует загадочное «убийство» своего патрона, а помогает ей в этом её первая любовь, знаменитый  инспектор Грандэн.

Григорий Иванович Муромский – «Барышня-крестьянка» (1995), режиссёр Алексей Сахаров.

Фильм по мотивам пушкинской повести в наше время назвали бы комедией положений. Её главная героиня – Лиза Муромская – чтобы познакомиться с молодым соседом, переодевается в служанку. Родители молодых, помирившись, хотят поженить детей. А когда правда выясняетя, все встаёт на свои места. Молодые – счастливы, отцы – довольны.