Своей вершины театр европейского Возрождения достиг на английской почве, в творчестве Уильяма Шекспира (1564-1616). Шекспир начал свою деятельность драматурга в конце XVI века в обстановке национального подъема, вызванного войной с Испанией и разгромом «Непобедимой армады» Филиппа II (1588). В это время театральное искусство Англии переживало пору бурного расцвета. В Лондоне работала целая плеяда талантливых драматургов-гуманистов, так называемых «университетских умов» – Кристофер Марло, Джордж Лили, Томас Кид, Роберт Грин, которые создали вольную и широкую форму английской драмы, вмещавшую исторические, легендарные, бытовые сюжеты. Все они были профессиональными писателями, людьми весьма образованными, с демократическими взглядами. Их творчество ориентировалось на зрителей народного площадного театра.
В конце XVI века в Лондоне одна за другой возникли актёрские труппы, игравшие для простого народа сначала во дворах гостиниц, а затем в специальных театральных зданиях. Первое из них построил актёр и предприниматель Джемс Бёрбедж, назвав его «Театр». Вскоре на окраине английской столицы появились и другие театры со звучными названиями: «Роза», «Лебедь», «Глобус» (в котором протекала деятельность Шекспира), «Фортуна», доступные широчайшим массам зрителей. На каждый спектакль собиралось до 1500 – 2000 человек, в основном ремесленный люд. Таким образом, английская драма Эпохи Возрождения выросла на подмостках общедоступного демократического театра и была связана с жизнью народа.
Для лондонских простолюдинов писал и Шекспир. Его перу принадлежит 37 драматических произведений – комедий, исторических хроник, трагедий, а также поэмы и сонеты. Предназначая свои пьесы для театрального зрителя, не для читателя, он писал их для вполне определенной труппы, актёром которой был сам, труппы театра «Глобус», руководимой Ричардом Бёрбеджем. Бёрбедж, превосходный трагик, стал первым в мировом искусстве Гамлетом, Отелло, Макбетом, Лиром…
Современник бурной, насыщенной событиями эпохи, Шекспир пережил сложную эволюцию как мыслитель и как художник. Его путь в драматургии начался с исторических хроник и комедий. Хроники – пьесы на исторические сюжеты – были в Англии одним из самых популярных жанров. Шекспировские исторические хроники («Генрих VI», «Ричард III», «Генрих IV» и другие) запечатлели «смутное время» английской истории: кризис феодального общества, междоусобные распри времен Алой и Белой розы, трагедию национальных бедствий, раздоров и мятежей.
Изображение коварных интриг и злодейств проникнуто в этих пьесах осуждением феодальной анархии и кровавой жестокости. Им противопоставляется целостное государство, управляемое мудрым королем.
Комедии Шекспира – «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Двенадцатая ночь» – это чудесная сказка, добрая и гуманная в своей основе. Она уводит от тревог и страданий в счастливый мир, где всё цветёт и благоухает, всё полно солнечного света, музыки и, конечно, любви. Если появляются досадные помехи счастью, то они преодолеваются без особых усилий. В отличие от традиционной обличительной комедии, высмеивающей человеческие пороки, шекспировские комедии в целом не сатиричны. Звучащий в них смех выражает радость жизни и кипучее веселье здоровых, счастливых людей.
Но постепенно оптимизм Шекспира уступает место трагическому прозрению. Созданные в начале XVII века великие трагедии «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» явились художественным постижением ведущих тенденций своего времени, времени кризиса Ренессанса, трагического разочарования в силе и благе разума. Содержание этих трагедий выражено самим Шекспиром в словах Глостера из «Короля Лира»:
«Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь». Шекспировским героям становится ясно: мир безнадёжно болен, жизнь сплетена из лжи, фальши и жестокости. Напрасно убеждать себя в том, что есть выход. Гамлет, Отелло, Лир обречены. Повсюду господствуют Клавдий, Яго, Эдмонт.
Гамлет понимает, что дело не в самом факте убийства его отца, а в том, что это убийство могло осуществиться и остаться безнаказанным лишь благодаря попустительству всех окружающих. Для совершения мести ему пришлось бы бороться с неправдой всего мира: «Век расшатался; и скверней всего, Что я рождён восстановить его».
Однако подобная задача непосильна даже для самой могучей личности.
Зло царит не только в обществе, оно губит человеческие души. Жажда власти сокрушает некогда храброго и честного воина Макбета, подлость и коварство отравляют веру в идеал благородного Отелло. Шекспировским героям уже не свойственна цельность, они полны противоречий.
Вместе с тем, не строя иллюзий и зная роковой исход борьбы, Шекспир никогда не оставляет победу за злодейством. Он заставляет своих героев сопротивляться злу: погибая, они уходят из жизни несломленными. Сознавая недостижимость своих идеалов, Гамлет протестует против «мира – тюрьмы». Ценой страшных страданий, ценой великой жертвы возвращает себе веру в любовь, чистоту человеческих отношений Отелло. В определённом смысле театр в эпоху Возрождения достиг пика своего развития, освоив практически все возможные жанры, виды и направления. Тогда же сформировались и два основных типа театров: репертуарный театр (когда стабильная актёрская труппа ставит спектакли по произведениям разных драматургов) и антрепризный (когда под определённый театральный проект специально собираются различные специалисты). Далее, практически до конца 19 в. развитие театра шло преимущественно под сменой эстетических направлений: классицизм, просвещение, романтизм, сентиментализм, символизм, натурализм, реализм и других.
Свежие комментарии