Что мы знаем об античном театре? Абсолютно точно одно – он существовал очень давно, еще до нашей эры. И именно с него и начался театр современный, как европейский, так и русский.

Он родился из ритуала – первоначально это были чествования бога Диониса. И праздниками этими занимались власти. Позже это стало приобретать всенародный характер, к проведению праздников все чаще привлеклись поэты и драматурги.

Как же выглядел античный театр?

Это было довольно большая открытая постройка, которая вписывалась в ландшафт. В Греции театры строились обыкновенно на склонах холмов для сокращения издержек. Выстроенный в форме полукруга (амфитеатр), театр мог вместить более 10000 зрителей. 

Центральной частью была орхестра – круглая площадка диаметром 20 метров, где был жертвенник Диониса (фимела). На ней располагался хор и актеры и исполнялись дифирамбы в честь бога Диониса.

На ступенях алтаря во время исполнения трагедии стоял авлет, флейтист (флейта связывалась в культом Диониса), а также актер-протагонист — исполнитель главной роли (первоначально — единственной роли в пьесе).

За орхестрой, напротив театрона находится задняя палатка-скена для переодевания актёров. Сооружение первой скены приписывается Эсхилу. С V века до н. э. скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшавшими акустику.

На переднем фасаде скены – проскении – крепились декорации. Они, как утверждают античные свидетельства, придуманы Софоклом. Их рисовали на досках и полотнах и закрепляли между колонами проскения. Позже он становится постояным, образовавшим каменную колоннаду, с тремя дверьми; остальные промежутки между колоннами были заложены досками с соответствующими представлению изображениями.

На склоне холма полукругом располагались места для зрителей – Театрон (букв. «место для зрелищ»). Внизу обычно располагались архонты – чиновники, жрецы, знать, послы других государств и те граждане, которые отличились заслугами перед родным городом. Таких мест было 14. Выше располагались все остальные. Места разрезались лучевыми проходами, которые делили зрительный зал на секции-клинья. В IV века до н. э., в театре в Эпидавре (архитектор — Поликлет Младший), проходом стали разделяться группы передних и задних рядов сидений.

Сначала посещать бесплатно спектакли могли все свободные жители города, включая переселенцев. Позже была установлена входная плата за место в театре в 2 обола, её вносили откупщику театра. Кстати, бедным жителям эти деньги возмещались.

Римский театр во многом был похож театр Древней Греции. Но при Нероне его перестроили по принципу сцены для гладиаторских боев. С этого времени актеры стали  играть на помосте высотой 10-12 футов над орхестрой. Появилось свободное узкое четырёхугольное пространство, с боков огражденное параскениями. Здесь хор и актёры исполняли пьесы совместно. В боковых же пристройках собиралась труппа – хоревты (участники хора) и актеры, а также хранили костюмы, машины и другие театральные принадлежности. 

Посещение римского театра было бесплатное. Приходить сюда могли свободные мужчины и женщины. Желая показать заботу о зрителях и удивить их роскошью, Нерон велел протянуть над зрителями пурпурный покров, усеянный золотыми звёздами, с изображением императора на колеснице. Кроме того, театр периодически усыпали цветами, кропили в нём ароматными жидкостями и богато украшали золотом.