Из лекции Олеси Вартановой
Выработав изначальные законы сценического искусства (непрерывное развитие действия, коллективность актёрского творчества и т.д.), Комедия дель Арте, театр масок не смог перерасти в театр живых характеров. Новые герои, сильные, цельные, выражающие гуманистический идеал своего времени, впервые появились на театральной сцене не в Италии, а в Испании.
Сама национальная история, героические века Реконкисты – освободительной войны испанцев с завоевателями, арабами – сформировали тип такого героя. Его подвиги прославлялись в героических поэмах, эпических песнях, получивших название romancerо, романсы, потому что они были в Испании первыми поэтическими творениями на романском языке.
Идеальный герой в условиях Испании получил выражение в образе «человека чести». Он мог быть как знатным рыцарем, так и простым крестьянином, и в испанских драмах нередки случаи, когда герой низкого происхождения торжествовал моральную победу над дворянином, уронившим свою честь. Такое представление о чести было свойственно всей испанской драматургии, начиная с самых первых её представителей.
Родоначальником национального театра в Испании считается Лопе де Руэда (1510-1565), скромный бродячий актёр, создавший собственную профессиональную труппу и сочинявший для неё озорные коротенькие комедии – пáсос. Они отличались увлекательностью действия, меткостью жизненных наблюдений и богатством народной речи. Лопе де Руэда на практике утвердил жизненно-реальный материал как исходное начало драматического творчества.
Труппа Лопе де Руэда не была единственной. По свидетельству современников, по Испании пешком и на телегах путешествовало множество странствующих актёров, в репертуаре которых были комедии, пасторали и религиозные пьесы – а у т о.
Поначалу бродячие актёры выступали, где придётся, а с 60-х годов XVI века – во внутренних дворах домов, корралях. В 1579 году в Мадриде появился первый специально оборудованный для представлений двор – Корраль де ла Крус.
Испанская драматургия не сразу стала полноценной литературой. Театр ждал прихода крупных талантов, способных соединить богатство сценического действия с яркими поэтическими формами, поднять испанскую пьесу на высоту современных литературных требований. Среди зачинателей новой драматургии следует назвать гениального автора «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса. В своих пьесах он обращался к большим гражданским темам, прославлял патриотизм и свободолюбие. Ярким примером может служить героическая трагедия «Нумансия», посвященная истории древнего иберрийского города Нумансии. Защищая свой город от римских легионеров, его жители погибли все до одного, но не сдались врагу.
Лопе де Вега
И все же к высотам подлинной поэзии испанская драматургия поднялась только в творчестве Лопе де Вега (1562-1635), Именно он ввел испанский театр в его «золотой век».
Испанцы обожали своего национального гения и гордились им. Сложилась даже поговорка: «Сам Лопе не сделал бы лучше», означающая высшую похвалу, самое замечательное качество.
По числу созданных пьес Лопе де Вега превзошел всех драматургов мира. Считается, что их было более двух тысяч (сохранилось около 500). За исключением сорока ауто, священных действ, все они названы комедиями, но это комедии нового типа. Лопе де Вега сам описал этот новый тип драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».
В новой комедии смешано возвышенное и смешное, трагическое и забавное, поскольку и в жизни не бывает все трагично или все смешно: «Ведь и природа тем для нас прекрасна, Что крайности являет ежечасно». Ее язык выразителен и прост. Драматургический конфликт обычно строится на темах чести и подвига: «Нет превосходней тем, чем темы чести; Они волнуют всех без исключенья. За ними темы доблести идут, – Ведь доблестью любуются повсюду».
Диапазон сюжетов комедий Лопе де Вега очень широк: национальная история Испании, особенно героических времен Реконкисты; сопротивление крестьян феодальному произволу; семейно-бытовые отношения; борьба влюбленных за свое счастье. И везде ощутима характерная для эпохи Возрождения вера в человека, в гармонию мечты и яви, любви и чести.
Театр Лопе де Вега – театр светлый, жизнеутверждающий. Он прославляет людей энергичных, активных, которые защищают свою свободу и честь, противостоят насилию, преодолевают сословные предрассудки и имущественное неравенство. Такова Лауренсия, героиня самой прославленной драмы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Немного найдется в мировой драматургии произведений, равных этой пьесе по силе прославления восставшего и победившего народа. В основу ее сюжета положен исторический факт, бунт крестьян испанского селения Фуэнте Овехуна, убивших своего господина – тирана и насильника. Никто из жителей селения и под пыткой не выдал зачинщиков восстания. Даже старики, даже дети бесстрашно говорили, что командора убил весь народ Фуэнте Овехуна.
В этой драме Лопе де Вега объединил в идее чести и личную добродетель людей, и осознание народом своих прав. Если Лауренсия и Фрондосо, ее жених, вступают в борьбу, отстаивая свою любовь и достоинство, то в ходе действия личный протест перерастает в социальный, в борьбу крестьян за свободу.
Гуманистическая идея равенства людей с особой силой утверждала себя в любви. Там, где родились истинные чувства, социальные привилегии теряют всякий смысл. Одной из лучших комедий Лопе де Вега, посвященных теме большой любви, ломающей сословные преграды, является «Собака на сене». Ее героиня, графиня Диана, влюбляется в своего слугу, секретаря Теодоро. Он – человек низкого происхождения, но умен и благороден, и Диана с радостью выходит за него замуж.
Свежие комментарии