Из лекции Олеси Вартановой

Выработав изначальные законы сценического искусства (непрерывное развитие действия, коллективность актёрского творчества и т.д.), Комедия дель Арте, театр масок не смог перерасти в театр живых характеров. Новые герои, сильные, цельные, выражающие гуманистический идеал своего времени, впервые появились на театральной сцене не в Италии, а в Испании.

Сама национальная история, героические века Реконкисты – освободительной войны испанцев с завоевателями, арабами – сформировали тип такого героя. Его подвиги прославлялись в героических поэмах, эпических песнях, получивших название romancerо, романсы, потому что они были в Испании первыми поэтическими творениями на романском языке.

Реконкиста — освободительная война в Испании в 16-17 вв.

Идеальный герой в условиях Испании получил выражение в образе «человека чести». Он мог быть как знатным рыцарем, так и простым крестьянином, и в испанских драмах нередки случаи, когда герой низкого происхождения торжествовал моральную победу над дворянином, уронившим свою честь. Такое представление о чести было свойственно всей испанской драматургии, начиная с самых первых её представителей.

Родоначальником национального театра в Испании считается Лопе де Руэда (1510-1565), скромный бродячий актёр, создавший собственную профессиональную труппу и сочинявший для неё озорные коротенькие комедии – пáсос. Они отличались увлекательностью действия, меткостью жизненных наблюдений и богатством народной речи. Лопе де Руэда на практике утвердил жизненно-реальный материал как исходное начало драматического творчества.

Лопе де Руэда

Труппа Лопе де Руэда не была единственной. По свидетельству современников, по Испании пешком и на телегах путешествовало множество странствующих актёров, в репертуаре которых были комедии, пасторали и религиозные пьесы – а у т о.

Поначалу бродячие актёры выступали, где придётся, а с 60-х годов XVI века – во внутренних дворах домов, корралях. В 1579 году в Мадри­де появился первый специально оборудованный для представлений двор – Корраль де ла Крус.

Испанская драматургия не сразу стала полноценной литературой. Театр ждал прихода крупных талантов, способных соединить богатство сценического действия с яркими поэтическими формами, поднять испанс­кую пьесу на высоту современных литературных требований. Среди зачинателей новой драматургии следует назвать гениального автора «Дон Кихо­та» Мигеля Сервантеса. В своих пьесах он обращался к большим гражданским темам, прославлял патриотизм и свободолюбие. Ярким примером может служить героическая трагедия «Нумансия», посвященная истории древнего иберрийского города Нумансии. Защищая свой город от римских легионе­ров, его жители погибли все до одного, но не сдались врагу.

Лопе де Вега

Лопе де Вега

И все же к высотам подлинной поэзии испанская драматургия подня­лась только в творчестве Лопе де Вега (1562-1635), Именно он ввел ис­панский театр в его «золотой век».

Испанцы обожали своего национального гения и гордились им. Сложилась даже поговорка: «Сам Лопе не сделал бы лучше», означаю­щая высшую похвалу, самое замечательное качество.

По числу созданных пьес Лопе де Вега превзошел всех драматургов мира. Считается, что их было более двух тысяч (сохранилось около 500). За исключением сорока ауто, священных действ, все они назва­ны комедиями, но это комедии нового типа. Лопе де Вега сам описал этот новый тип драмы в трактате «Новое искусство сочинять комедии в наши дни».

В новой комедии смешано возвышенное и смешное, трагичес­кое и забавное, поскольку и в жизни не бывает все трагично или все смешно: «Ведь и природа тем для нас прекрасна, Что крайности являет ежечасно». Ее язык выразителен и прост. Драматургический конфликт обычно строится на темах чести и подвига: «Нет превосходней тем, чем темы чести; Они волнуют всех без исключенья. За ними темы доб­лести идут, – Ведь доблестью любуются повсюду».

Диапазон сюжетов комедий Лопе де Вега очень широк: национальная история Испании, особенно героических времен Реконкисты; сопротивле­ние крестьян феодальному произволу; семейно-бытовые отношения; борь­ба влюбленных за свое счастье. И везде ощутима характерная для эпохи Возрождения вера в человека, в гармонию мечты и яви, любви и чести.

Маргарита Терехова и Михаил Боярский в фильме Яна Фрида «Собака на сене»

Театр Лопе де Вега – театр светлый, жизнеутверждающий. Он прославляет людей энергичных, активных, которые защищают свою свободу и честь, противостоят насилию, преодолевают сословные предрассудки и имущест­венное неравенство. Такова Лауренсия, героиня самой прославленной драмы Лопе де Вега «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник»). Немного найдется в мировой драматургии произведений, равных этой пьесе по силе прославления восставшего и победившего народа. В основу ее сюжета положен исторический факт, бунт крестьян испанского селения Фуэнте Овехуна, убивших своего господина – тирана и насильника. Никто из жителей селения и под пыткой не выдал зачинщиков восстания. Даже старики, даже дети бесстрашно говорили, что командора убил весь на­род Фуэнте Овехуна.

В этой драме Лопе де Вега объединил в идее чести и личную добро­детель людей, и осознание народом своих прав. Если Лауренсия и Фрондосо, ее жених, вступают в борьбу, отстаивая свою любовь и достоинст­во, то в ходе действия личный протест перерастает в социальный, в борьбу крестьян за свободу.

Гуманистическая идея равенства людей с особой силой утверждала себя в любви. Там, где родились истинные чувства, социальные приви­легии теряют всякий смысл. Одной из лучших комедий Лопе де Вега, по­священных теме большой любви, ломающей сословные преграды, является «Собака на сене». Ее героиня, графиня Диана, влюбляется в своего слугу, секретаря Теодоро. Он – человек низкого происхождения, но умен и благороден, и Диана с радостью выходит за него замуж.